10:48
Растущий рынок как угроза для «спящих»!
Возможно, не раз руководители и владельцы бизнеса задумывались: вот если бы существовала страховка от потери позиций на рынке! Мы хотим предложить свой способ застраховаться от такой потери, однако с помощью инструментов совсем не страхового происхождения. Логичен вопрос - а насколько вообще сегодня актуальна эта тема? Как высоки эти риски? Наш ответ: высоки. И главная причина - в продолжающемся периоде экономической нестабильности.

На протяжении двух лет мы ежеквартально мониторим десятки отраслей экономики, и оцениваем уровни рыночных перепадов во внешней торговле. Во времена стабильности структурные сдвиги внутри отраслей составляют, как правило, 10 -20%. Сегодня же эти сдвиги доходят до сотни процентов.

Рассмотрим примеры, связанные с импортом ряда автокомпонентов, а также экспортом отдельных видов продукции машиностроения в 3 квартале 2010 года[1]: на Рисунках 1 и 2 приведены примеры, относящиеся к внешней торговле автокомпонентами: на графиках изображены процентные отклонения объемов торговли в разрезе крупных торговых позиций по отношению к прошлогоднему результату 3-го квартала. Диапазон отклонений, как видим, явно превышает 10-15%.

ГРАФИКИ

Аналогичная ситуация обнаруживается во внешней торговле автоспецтехникой, строительными материалами, текстильными изделиями, стекольной, электротехнической, мясомолочной и прочей продукцией - ситуация, при которой имеет место стремительный выход из нижней кризисной точки рынков одних видов товаров, и продолжение падения других. Экономическая нестабильность налицо. При этом, как это ни странно, большая угроза потери позиций связана именно с растущим, а не с падающим рынком. Например, если вы импортировали машины для бурения грунта, ввоз которых в мае – июне текущего года серьезно упал, и при этом вы не знали и не замечали этого падения, то это означает только то, что ваши темпы продвижения стали выше рыночных, а ваша доля рынка в итоге значительно выросла. Поэтому незнание реальной ситуации в случае падающего тренда не так страшно.

Ну а если вы, например, импортируете сгущенное молоко, ввоз которого резко активизировался? Если вы продолжаете работать в обычном темпе, не ведая, что рынок пошел в гору, то в итоге можете оказаться перед фактом сильной потери своих позиций.

Рассмотрим пример. Допустим, ваша доля рынка составляет 5%, вы работаете в обычном темпе, а рынок в это время вырастает вдвое. Если вы оказались в стороне от этого процесса, то простая арифметика показывает, что теперь вы владеете только…2,5 процентами. Вот так легко и незаметно можно сдать часть рынка.

Убедившись, что факты активного роста импорта или экспорта сегодня вполне реальны, пристальнее взглянем внутрь товарных направлений. Если разложить их детальнее, на узкопрофильные товаропотоки (товарные ниши), то среди них можно отметить еще более значительные рыночные всплески. Взглянем для этого на примеры из электротехнической отрасли (см. Таблицу 1).

Рост экспорта двигателей и силовых установок, как мы помним из Рисунка 2, составляет 151,7%, а более глубинная сегментация этой подотрасли на конкретные товарные рынки (т.е. узкопрофильные ниши) демонстрирует уже рост – за 200%. О чем это говорит? О серьезных изменениях спроса.

Таблица 1. Примеры точек роста экспорта электротехнической продукции, 3-й квартал 2010 г.

Подобные ситуации, связанные с ростом в 300, 400, 500 и более процентов, согласитесь, упустить из виду никак нельзя. Можно сказать, недопустимо. Иначе, так и совсем оказаться «за бортом» можно.

Возможно, кто-то скажет: ну произошел какой-то всплеск, факт этот – дело короткого времени: крупная сделка прошла, и все. Плохая новость заключается в том, что для отдельных импортеров и экспортеров это еще не самый тяжелый случай. Тревожнее обстоят дела для тех, кто упустил не только начало роста, но и не догадывается о том, что рынок продолжает стабильно, из месяца в месяц, из квартала в квартал, набирать обороты. Наше двухлетнее наблюдение за растущими экспортными и импортными рынками убедило нас в немалом количестве подобных явлений. Точки роста существуют и по полгода, по году и даже более. Вот пара свежих примеров устойчивого роста – см. Рисунки 3 и 4

В бизнесе, также как и в жизни, глупо заниматься изобретением велосипеда, то есть тратить время на тот путь, который уже пройден другими намного раньше тебя, и на котором догнать конкурентов уже практически невозможно. Тогда ничего не останется, как искать новую нишу, в которой есть надежда стать лидером. Иначе, зачем затевать бизнес.

Конечно, точки роста встречаются сегодня не каждый день и не на каждом товарном направлении. Однако, лучше защититься от неожиданностей, и быть «в теме», владеть оперативными данными. Как минимум - следить за ситуацией в ежеквартальном режиме, и таким образом ограничить бесконечный поток деловой информации. Ну а если факты обнаружились – тут уж придется реагировать мгновенно. Здесь главный вопрос стоимостью в миллион: почему? Почему рынок растет? Ответ: потому что кто-то очень успешен, потому что он «набрел» на спрос. Примечательно, что в посткризисном периоде часто этот кто-то не является лидером №1. Просто его товар стал вдруг товаром растущего спроса.

Вот пример, связанный с экспортом кровельных и облицовочных материалов в рулонах (см. Рисунок 5). Данный экспортный рынок относится к устойчиво растущим уже более 9 месяцев. Рисунок демонстрирует ситуацию изменения конкурентных позиций участников на рынке в 3-м квартале 2010 года. Как видим, на растущем рынке доля экспортных продаж продукции традиционных лидеров не выросла, а, наоборот, упала. Таким образом, рыночные всплески и новые предпочтения покупателей оборачиваются для ряда участников торговли угрозой дальнейших потерь. ГРАФИКИ

Поэтому мы считаем, что в постоянно растущем потоке деловой информации данные о растущих рынках должны стоять на одном из первых мест, а при небольшом маркетинговом бюджете - быть основным маркетинговым материалом.

Итак, если факты активного роста обнаружены, - придется реагировать мгновенно. Но сначала понять: почему рынок растет? Как правило, потому что кто-то «набрел» на спрос. Само собой разумеется, что следующей задачей станет пристальное изучение всего, что связано с товаром быстрорастущего спроса, и последующее наложение результата анализа на собственные возможности.

Ну а если вы убедились, что точки роста не затронули ваш бизнес, и на вашем рынке все спокойно, как в Багдаде? Отлично! Новость об отсутствии всплесков позволит вам не отвлекаться на корректировку стратегии, и продолжать двигаться выбранным курсом. Но так как у любого движения есть темп, то лучше, чтобы он позволял не догонять, а отрываться.

Рост товарного рынка всегда связан с успешными действиями его участников. Кто-то увеличил свою долю, найдя новых покупателей или поставщиков. Кто-то расширил ассортиментный ряд и угадал потребности потребителей. А кто-то, проанализировав, где и что растет, сумел выйти на нужный рынок с конкурентоспособным товаром и перетянуть на себя Ваших партнеров в короткие сроки! Не отставайте от своих конкурентов! Скорректируйте свою внешнеторговую стратегию с помощью рейтинга товаров устойчивого спроса «ТОР-200. Растущие рынки экспорта и импорта».

Мы ПЕРВЫМИ обнаруживаем спрос и раскрываем его секреты. Вы ПЕРВЫМИ воспользуетесь ими!

С другими материалами компании VVS, Вы можете ознакомиться здесь

Удачных вам стратегических решений!

[1] Данные о внешней торговле приведены без учета торговли России со странами Таможенного союза (Республикой Беларусь и Республикой Казахстан)

Просмотров: 145 | Добавил: richter74 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar